Галерея петроглифов Таңбалы

Галерея петроглифов Таңбалы (Тамгалы, Tanbaly) в 2004 году,  на 28 сессии ЮНЕСКО, занесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, как культурный памятник мирового значения Азиатско-Тихоокеанского региона и находится под защитой фонда ЮНЕСКО.
    На территории Казахстана распространен такой вид памятников исторического прошлого как гравюры на скалах – петроглифы.  Замечательные по своим художественным достоинствам наскальные «полотна» — это рисунки на скалах, выбитые каменными, либо металлическими орудиями.
    Одно из интереснейших мест древнего (более 3000 лет) наскального искусства Семиречья, находится в ущелье Тамгалы горы Анракай, юго-западной части Чу-Илийских гор, в 170 км северо-западнее города Алматы.  Это своеобразная галерея петроглифов. Древние художники выбирали скалы и крупные валуны, покрытые натечными глянцевыми корочками из окислов железа и марганца. Блестяще-черные поверхности скал образовались, в результате сложного взаимодействия органических соединений и энергии солнечных лучей. Почти всегда изображения выполнялись на южных и восточных склонах гор, более всего освещавшиеся солнцем,- выбитый на черном фоне светлый рисунок выглядел особенно эффектно.
Общее количество рисунков около 2000, подробно обследовано около тысячи. Эти рисунки создавались на протяжении двух с лишним тысячелетий, начиная с эпохи бронзы и вплоть до тюркского времени. Впервые наскальные гравюры, были изучены в 1957 году Максимовой А.Г. и по сей день, они привлекают к себе внимание специалистов со всего мира своей необычностью, загадочностью и богатством сюжетов. Все они условно разделены на 7 групп: солнцеголовые; ряженые; воины-палиценосцы; брачные пары; композиции с изображением людей и животных; сцены охоты на животных; сцены жертвоприношения быков.
    Отсчет групп идет от устья ущелья. Одна из групп, по характеру изображения лежащих оленей, тесно смыкается со скифо-сакскими изделиями звериного стиля и, предположительно, может быть отнесена к эпохе раннего железа. Другие рисунки дзерен (степная антилопа) или диких быков, возможно, являются прототипами скифо-сакской торевтики.

Отчетливо изображены звери (архары, олени-маралы, козлы, кабаны) и домашние животные (верблюды, лошади, быки, собаки), сцены охоты. Выделяется группа сюжетов культового характера. Это хороводы пляшущих человечков, крупные фигуры солнцеголовых людей под священным деревом, сцены обрядовых действий, исполняемых ряженными в звериные шкуры и с бубнами в руках. Показаны сцены жертвоприношения, сцена роженицы, изображение стельной коровы.
В наскальных изображениях ущелья Тамгалы отчетливо виден круг верований – празднество вокруг дерева символизировавшего, по поверьям древних, весеннее изобилие и магическую силу плодородия.
Солнцеликие божества олицетворяли идеи космогонии, представления о тесной связи образа солнца с культом плодородия и расцветающей природы.
    Древние люди использовали под храмы и святилища скалы, рощи, горы. Петроглифы ущелья Тамгалы рассматриваются как составная часть древнего святилища. Алтарем мог служить крупный валун с площадкой перед ним, резко выделяющийся по цвету на фоне гор.
Исследования и анализ гравюр, сделанные археологами, дают возможность предполагать, что люди вели кочевой образ жизни, направления голов изображаемых животных (в основном на юго-запад), показывает путь миграции. Смысл некоторых изображений показывает, что петроглифы использовались для своеобразной передачи информации, а так же, несли повествовательные функции, знания о мироустройстве и мировоззрении.
    В Тамгалы рядом с петроглифами обнаружено большое количество древних захоронений: каменные ящики-цисты среднего и позднего бронзового века, курганы из земли и камней. Расположены другие археологические памятники: поселения, могильники, жертвенники, культовые сооружения, что позволяет рассматривать их в комплексе.
В наскальных изображениях скрыта богатейшая информация о духовной жизни человека на разных этапах его исторического развития, о которой обычно молчат другие исторические источники. Смотри фото в рубрике \»Фотоальбом\»
 
\»;s:12:\»safe_summary\»;s:0:\»\»;}}}s:22:\»taxonomy_vocabulary_10\»;a:1:{s:3:\»und\»;a:4:{i:0;a:1:{s:3:\»tid\»;s:3:\»144\»;}i:1;a:1:{s:3:\»tid\»;s:3:\»145\»;}i:2;a:1:{s:3:\»tid\»;s:3:\»179\»;}i:3;a:1:{s:3:\»tid\»;s:3:\»268\»;}}}s:6:\»upload\»;a:1:{s:3:\»und\»;a:2:{i:0;a:11:{s:3:\»fid\»;s:3:\»561\»;s:3:\»uid\»;s:1:\»5\»;s:8:\»filename\»;s:19:\»Tanbaly_200x150.jpg\»;s:3:\»uri\»;s:28:\»public://Tanbaly_200x150.jpg\»;s:8:\»filemime\»;s:10:\»image/jpeg\»;s:8:\»filesize\»;s:4:\»6848\»;s:6:\»status\»;s:1:\»1\»;s:9:\»timestamp\»;s:10:\»1424770212\»;s:11:\»rdf_mapping\»;a:0:{}s:7:\»display\»;s:1:\»1\»;s:11:\»description\»;s:19:\»Tanbaly_200x150.jpg\»;}i:1;a:11:{s:3:\»fid\»;s:3:\»562\»;s:3:\»uid\»;s:1:\»1\»;s:8:\»filename\»;s:18:\»Tanbaly_moneta.jpg\»;s:3:\»uri\»;s:27:\»public://Tanbaly_moneta.jpg\»;s:8:\»filemime\»;s:10:\»image/jpeg\»;s:8:\»filesize\»;s:4:\»8071\»;s:6:\»status\»;s:1:\»1\»;s:9:\»timestamp\»;s:10:\»1424770212\»;s:11:\»rdf_mapping\»;a:0:{}s:7:\»display\»;s:1:\»1\»;s:11:\»description\»;s:18:\»Tanbaly_moneta.jpg\»;}}}}’,0,1533027022,1),(‘field:node:3’,’a:3:{s:4:\»body\»;a:1:{s:2:\»ru\»;a:1:{i:0;a:5:{s:5:\»value\»;s:77:\»Женсовет.kz — это информационный ресурс
\»;s:7:\»summary\»;s:0:\»\»;s:6:\»format\»;s:1:\»1\»;s:10:\»safe_value\»;s:78:\»Женсовет.kz — это информационный ресурс
\n\»;s:12:\»safe_summary\»;s:0:\»\»;}}}s:22:\»taxonomy_vocabulary_10\»;a:0:{}s:6:\»upload\»;a:0:{}}’,0,1535028532,1),(‘field:node:30′,’a:3:{s:4:\»body\»;a:0:{}s:22:\»taxonomy_vocabulary_10\»;a:1:{s:3:\»und\»;a:1:{i:0;a:1:{s:3:\»tid\»;s:3:\»131\»;}}}s:6:\»upload\»;a:0:{}}’,0,1533025766,1),(‘field:node:302’,’a:3:{s:4:\»body\»;a:1:{s:2:\»ru\»;a:1:{i:0;a:5:{s:5:\»value\»;s:18279:\»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *