Түркістан-Туркестан-Turkestan

Туркестан  один из самых древних городов Казахстана и Центральной Азии. Он основан в 500 г. н. э. на пересечении древних караванных путей. Оживленной торговле и  развитию города способствовало удобное географическое расположение города на ответвлении Великого шелкового пути – торговой магистрали между Дешт-и-Кипчак (Северный Казахстан) и земледельческими оазисами Средней Азии – Хорезмом, Ташкентом, Бухарой, Самаркандом. На стыке кочевой и оседлой культур. Аэрофотосъемка раскрывает четкую планировку древних поселений. В центре города укрепленная цитадель, вокруг - жилые дома. Все это обнесено стеной с воротами, башнями с бойницами. Посевы также обнесены валом. Строения возведены из плоского сырцового кирпича. В 5 веке основное занятие жителей города это разведение скота, земледелие; на 5 век приходится и расцвет фресковой живописи в городе.  Община возделывала уже целые поля, до сотни гектаров, для орошения использовали воду крупной  реки Сырдарья. Побочное занятие горожан это ремесла: гончарное, кожевенное, ткаческое, оружейное, ювелирное – часть производства шло на продажу и товарообмен на рынках городов вдоль шелкового пути.
Торговля на Великом шелковом пути.   В Туркестан сгоняли много скота. О масштабах торговли скотом можно судить по замечаниям средневековых авторов, отмечавших, что в Сыганаке, располагавшемся на  нижней Сырдарье ежедневно без остатка продавались боле пятисот верблюдов. Цены на товар той поры: шкура рыси эквивалентна пяти баранам, за хорошо высушенный маралий рог по весу давали серебра столько, сколько весил сам рог. На базарах Туркестана местные торговцы на продажу выставляли овечьи шкуры, обработанные так, что те становились похожими на атлас; сафьяновые подушки; седла, обтянутые прочнейшей куланьей кожей; сбрую с серебряным чеканом; кожаные колчаны; инкрустированные драгоценностями луки; стрелы; предметы домашней утвари из металла и  дерева; цветное туркестанское стекло; одеяла из тафты с подшитыми мехами лисицы и горностая; тонкий шелк; хлопковое семя; полотняные ткани; чушки цветных и черных металлов; и непревзойденное  сокровище  кочевых тюрков – смушки каракуля.
Одним из активных участников международной торговли на Великом шелковом пути  была Русь. На внешний рынок она выставляла меха рыси, соболя, песца, белого медведя, бобра, выхухоля, белки, куницы, горностая. Льняные и полотняные плетения, обученные для охоты соколы и кречеты, янтарь, мамонтовый бивень. Русские купцы привозили на продажу ячмень, рожь, мед, разрисованную деревянную посуду, деревянные игрушки, черненое серебро, броню кольчужную, мечи, наждаки для лезвий, берестяные тулы со стрелами,  щиты. Увозили домой шелковую тафту, тончайшие кашемиры, кисею и прочие «индийские завесы», персидские ковры, китовый ус, лекарственные корни, левантийское семя – цитварную полынь, чай, рис, амбру и др. Из  Гиндукуша привозили ярчайшие шелка, из Китая – фарфор,  ослепительной белизны чаши и вазы с чёткими, красивыми рисунками на них, косметические мази, приготовленные по особому рецепту. Из персидских товаров упоминается только горный минерал озокерит, употребляемый для освещения жилищ, приготовления лекарств, и ароматических настоев; басма; шкура азиатского тигра и ювелирные камни. В византийском переводе – аксамиты, плетённые в шесть ниток; разноцветные бархаты камка с узорами и муаровыми разводами; серебротканая и золототканая парча греческой работы.                                                                                       
В 6 веке Тюркские племена Алтая, завоевав и объединив ряд племен живших к юго-востоку, образовали новую  государственность – Тюркский  каганат. Сюань Цзан, буддийский паломник, проезжавший в 630-х годах по караванной дороге Шелкового пути, оставил сведения о тюрках, населявших берега реки Чжень-Чжунь (Жемчужной), современной Сырдарьи. По его свидетельству, летом они носили одежды из хлопчатобумажной ткани, шерсти или кожи, плотно облегавшими тело. Зимой согревались одеждами из  валяной шерсти. Занимались разведением скота, торговлей, земледелием. Знали письменность. Их алфавит содержал 32 буквы, строки располагались сверху вниз.  
С 12 по 16 век город Туркестан известен как столица вилайета (округа) Шавгар и назывался городом Ясы. Этот город был административным центром среднеазиатских владетелей из династий хорезмшахов, чагатаидов, тимуридов, шейбанидов. Наибольшего расцвета город Ясы достиг в 12 веке. Здесь суфийский поэт и проповедник Ходжи Ахмед Ясави прожил большую часть своей жизни и захоронен в 1166-67 годах с большими почестями в сооруженном для него мавзолее, который впоследствии стал местом паломничества и поклонения мусульман, пантеоном выдающихся государственных деятелей, знаменитых ученых и поэтов. Город Туркестан (Ясы)  являлся духовно-политическим центром тюркоязычных народов огромного региона Дешт-и Кипчак. С 16 века город Туркестан известен уже под нынешним названием. В 15-18 веках происходит рост города за счет упадка других древних экономических центров региона, таких как Отрар. Этот период Туркестана связывается с идеей казахской государственности, является столицей Казахского ханства, его политическим, экономическим и культурным центром. В Туркестане регулярно проводились общеказахские  курултаи (собрания). На них же проходили торжественные церемонии возведения на престол казахских ханов. При возведении на престол, хана поднимали на белую кошму перед всем собранием.
Туркестан сегодня - город областного подчинения Южно-Казахстанской области Республики Казахстан, площадью 24 тыс.кв.км. Крупный промышленный, образовательный и культурный центр, центр отечественного и зарубежного туризма; железнодорожная станция на линии Оренбург — Ташкент. В городе успешно работают 13 промышленных объектов,  пищевая промышленность, производство строительных материалов. Развито животноводство, растениеводство. Особое место в сельском хозяйстве региона занимают выращивание зерновых культур и высоких сортов хлопка-сырца. Имеется Туркестанский университет, который в 1993 году переименован в Международный Казахско-Турецкий Университет имени Ходжи Ахмета Яссави, в настоящее время является крупнейшим ВУЗом Центральной Азии. Туркестан - крупный региональный центр торговли.  Городской центр - является историко–культурной резервацией, где расположен «Государственный историко-культурный заповедник - музей «Азрет Султан».  Центром музея стал историко-архитектурный памятник ХIV века, мавзолей духовного наставника тюркоязычных народов Ходжа Ахмеда Яссави, известного в народе как святой Азрет (Хазрет) Султан - Султан всех Святых.Азрет-султан. Помимо мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави он включает в себя и другие памятники; внутри комплекса были погребены такие известные в истории люди, как Абулхайр, Рабига Султан-бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан, Ондан-султан (сын Шыгай-хана), Аблай-хан, Каз дауысты Казбек-би и многие другие.
Рынок Туркестана. Как и полторы, тысячу, восемьсот лет назад, сегодня в Туркестане шумит рынок. Он как всегда, заполнен овощами, виноградом, арбузами и дынями. В тандырах - глиняных, со сферическим сводом печах, выпекаются и тут же продаются румяные с пылу с жару лепешки с таким ароматным хлебным духом, перебивающим все иные запахи, там же, в тандырах выпекаются пирамидки самсы - мясо и лук, запеченные в тесте. На круглых глиняных подносах украшенных затейливым орнаментом, дымятся чайники с зеленым и красным чаем. Тут же в разнокалиберных казанах варятся бешбармак и плов. Напитки на любой вкус: шубат, кумыс, айран, катык. Выбор халвы очень широк: из кунжута, ореха, арахиса, на виноградном соке, на меду, на бараньем сале с миндалем.  Известный всем изюм-базар всегда полон сухими и свежими фруктами.
В 2000 году город Туркестан отметил свой 1500-летний юбилей.



Main menu 2

EU Copyright | Story