Казахская легенда «Мын бала» - Myn-bala.

«Мын бала» в переводе значит «Тысяча молодых» - эта легенда о героизме и мужестве молодых воинов - сарбазов. Казахскому народу пришлось перенести большие потери во время джунгарских набегов, испытать всю горечь поражений и осознать необходимость единения народа во имя свободы нации и независимости государства. В легенде «Мын бала» молодой воин Сартай объединяет и возглавляет таких же, как он молодых воинов, собравшихся с разрозненных казахских жузов и улусов. Сартай повел свое войско состоящее из одной тысячи молодых сарбазов против многотысячной хорошо обученной армии джунгар, демонстрируя истинный символ смелости, беспредельной храбрости и безграничной любви к родной казахской земле.
18 век – век рыцарства – определение Чокана Валиханова - просветителя, историка, этнографа, фольклориста, путешественника и офицера Генерального штаба Российской армии. Именно в эту пору батыры – профессиональные воины - становятся главной политической силой. В 17-18 века во время 113 летней казахско-джунгарской войны, у казахов не было политического  единства и дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды выдающихся организаторов и батыров — предводителей. Народ сплотили батыры Кабанбай – выходец из рода Каракерей, Богенбай – из рода Канжыгалы, Раимбек – из рода Албан и три известных бия: Толе би, Казыбек би, Айтеке би.
Индивидуальное вооружение воина - батыра состояло из сабли, боевого ножа, копья (айбалта). Копья делались из соснового дерева или железа. У каждого всадника была плетка - камшы, дубина - соил и орудие для ловли лошадей и противника - курык. В руках умелого воина все это было довольно грозным оружием.
Историк А. И. Левшин писал о тактике казахов: "Набеги свои производят они большей частью ночью, нечаянно и без всякого порядка, но с удивительным стремлением и криком, имея при себе разного рода оружие... Первый удар или первая атака бывают всегда сильными, и устоять против нее нелегко. В ней совокупят они всю храбрость свою. Атака начиналась метанием копья и криками "урана — боевого клича". В рукописном наследии поручика Я. П. Гавердовского по истории, географии и этнографии Казахской степи было описано: «И по сие время, сохраняются еще в преданиях орды (воспоминания) о храбрых героях и несчастных происшествиях того времени. Часто поседелые старики, указывая на крупные насыпи, прикрывающие прах усопших, говорили: Здесь лежат наши батыры, погибшие на ратном поле, защищая вольность. Тут погребены целые аулы, истребленные многочисленными варварами, но, невзирая на сию жестокость, мужество не оставляло отцов наших. Облекшись в панцири, они сражались отчаянно и поле битвы оставляли часто под твердыми своими стопами...».
 
 


Main menu 2

EU Copyright | Story