Алтын адам (Золотой человек, Gold man)- национальный символ Казахстана

   На северной окраине города Есик, в 60 км от города Алматы, расположен грандиозный курганный комплекс - сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся на расстояние в три километра, так называемые "Иссыкские курганы". Среди них находится курган «Иссык», являющийся одним из крупнейших археологических памятников скифо-сакского времени. Его диаметр составляет 60 м, высота – 6м.  Он был исследован в 1969-1970 годах. Курган Иссык предоставил ученым Казахстана редкую возможность изучить самобытную историю наших предков - саков, живших в IV-V вв. до нашей эры.
Под насыпью были обнаружены две погребальные камеры: центральная и боковая. Центральная камера полностью деформировалась в результате неоднократных ограблений, а боковая камера, которая находилась в 15 метрах к югу от центральной, осталась в сохранности. Возможно, древние саки специально так спроектировали устройство захоронения, опасаясь разграбления и вандализма. Погребальная камера тщательно срублена из вековых стволов тянь-шанской ели. Толстые бревна тянь-шанской ели пролежали под курганной насыпью более двух с половиной тысяч лет и прекрасно сохранились, видны даже выдолбленные ручки, за которые волокли лес со склонов окрестных гор.
   В южной и западной частях боковой камеры,  была размещена посуда из дерева, глины, бронзы и серебра, а в северной части, на дощатом полу, были обнаружены останки погребенного, лежащего головой на запад. Примерный возраст захороненного там древнего человека - 18 лет.
    На скелете и под ним были обнаружены многочисленные предметы украшения одежды, головного убора и обуви, изготовленные из золота. Рядом заботливо разложены предметы вооружения и разная утварь, которые могли пригодиться воину в его загробной жизни. Рядом с покойником у локтя левой руки помещена стрела с золотым наконечником, здесь же, но выше локтя - нагайка, рукоятка которой спирально обернута широкой золотой лентой, еще выше -  матерчатая (шелковая) туалетная сумка, в которой находились бронзовое зеркало и красная краска. На полу камеры сосуды с заупокойной пищей и ритуальные чаши. К последним явно относится бронзовая с позолотой миска, поставленная обособленно. В ней лежали несколько золотых фигурных пластин, выполненных в виде клюва и когтей хищной птицы. На одной из серебряных чаш, стоящих возле останков золотого воина, археологи обнаружили нацарапанные знаки - следы письменности. Тщательный анализ показал, что надпись на чаше, состоявшая из двух строк, содержит в общей сложности 25 или 26 знаков, среди которых удалось распознать 16 или 17 различных, что свидетельствует об алфавитном характере надписи. Надпись неизвестного, «сакского письма» из кургана «Иссык» еще не расшифрована.
    По найденным находкам была реконструирована парадная одежда, головной убор, обувь и расположение украшений. Золотая одежда является парадной одеждой лица, стоящего на верхней ступени иерархической лестницы. Существовало 3 группы саков (скифов): хаомаварга (готовили напиток хаома), тиграхауда (носили остроконечный головной убор), парадарайя (заморские саки). Предположительно останки воина, это сак-тиграхауда, потому что у него на голове высокая, конической формы шапка длиной 70 см, с низом в виде треуха, украшенная золотыми пластинами и бляхами с изображением коней, барсов, горных козлов, летящих птиц, раскидистых деревьев. На шее воина находится золотая гривна с наконечниками в виде голов тигра, что свидетельствует о знатности сака и его воинских достоинствах. На уровне мочки левого уха обнаружена золотая серьга, украшенная зернью и подвесками из бирюзы. Воин одет в матерчатую рубашку, обшитую по груди и рукавам причудливым узором из сочетания золотых бляшек имевшими твердую основу из тонких медных (бронзовых) пластинок и пронизок разной формы, В размещении бляшек прослеживается определенная система: они расположены горизонтальной линией, составляя цепочку бляшек вершинами вверх, соприкасающихся друг с другом нижними концами, а следующий нижний ряд бляшек касается предыдущего (верхнего) вершинами в месте соединения их концов. В таком порядке размещены бляшки по всей поверхности кафтана. Ворот, борта кафтана и низ полы, линия предплечья и низ рукавов орнаментированы бляхами четырехугольной формы с изображениями морды хищника кошачьей породы. Поверх рубашки накинут короткий кожаный кафтан красного оттенка, по всей поверхности обшитый золотыми бляхами – накладками, выполненными в зооморфном «зверином стиле». Справа на ремне подвешен длинный меч в красных ножнах, слева – железный кинжал в ножнах, обложенных золотыми пластинами – накладками с изображением лося и лошади. Штаны сака по швам обшиты мелкими золотыми бляшками и заправлены в сапоги с высокими голенищами, украшенными такими же золотыми бляшками, какими обшит кафтан.
   В наши дни Золотой человек (золотой воин) является одним из самых популярных символов Казахстана. «Золотой человек» на крылатом барсе стал одним из национальных символов Казахстана. Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади города Алматы. На штандарте президента Казахстана также изображена фигура юного вождя эпохи саков на крылатом барсе.
   На месте находки располагается музей под открытым небом «Сакские курганы». Сокровища кургана «Иссык», в том числе точная копия «Золотого человека», экспонируются в Казахском музее археологии, находившемся сначала в Алмате, а теперь в Астане.  Раскопки древних могильников не закончены и по сей день, поэтому есть хорошая возможность понаблюдать за ними или даже принять в них участие.



Main menu 2

EU Copyright | Story