Ходжа Ахмед Ясcави (Яссауи)-Hodja Ahmed Yasavi-Қожа Ахмет Йассауи

Ходжа Ахмед Ясави; Ходжа Ахмед Йасави (Йассауи); Қожа Ахмет Йассауи (около 1105-1166гг.) – среднеазиатский поэт - суфий, философ и проповедник. Писал на чагатайском (среднеазиатско-тюркском) языке. Автор сборника мистических  духовных стихов «Хикмат» («Премудрости») или "Диван-и-хикмет"("Книга мудрости")(149 стихов). Ценность сборника определяется главным образом народными формами вошедших в него стихов. Язык содержит и элементы огузских говоров. Начиная с 19 века, его стихи не раз издавались в Казани и Ташкенте. 
Родился Ахмед Ясави в Сайраме (село Сайрам, Южно-Казахстанская обл., Республика Казахстан). Отец – шейх Ибрагим, мать – Карашаш. В 7 лет он потерял отца, и мать отдала Ахмеда на обучение шейху Арыстан-Бабу в Отраре, он стал для Ясови первым духовным наставником и воспитателем. После его смерти юноша переехал в Бухару и прошел сложный курс суфийского учения у знаменитого шейха Ходжи Юсуфа Хамадани, получив право объяснять  «пути к познанию истины». Затем Ахмед Ясови вернулся в город Ясы. Дервиши этого ордена исповедовали крайний аскетизм, отказываясь от мирских благ, носили грубые шерстяные плащи-суфы (суф-шерсть). Суфизм был новым мистико-аскетическим течением в исламе. Свое назначение суфисты  видели в служении тарикату (суфийское братствао или орден) – это путь мистического познания Аллаха в исламе, «истинной вере»,  который по своей идеологической направленности был близок к народным представлениям о справедливом устройстве мира. Существует много различных преданий, основной смысл которых в том, что пророк Мухаммед передал аманат на продолжение своих дел, Ахмеду Ясави.  Известно, что жители Туркестана (Ясы) в течение многих лет противостояли Ходжа Ахмеду Ясави, и ему пришлось пройти сложный, многострадальный жизненный путь. Учение, которое он основал, получило название  тарикат Ясавийа , синтезировавшее как мусульманские догматы, так и доисламские языческие представления, восходящие к древним идеологическим традициям кочевых центрально-азиатских племен. Ясавийский путь совершенствования состоял из 4 основных этапов: шариат, тарикат, хакикат, маурифат. Прохождение Пути у ясавийа было одним из самых сложных среди суфийских тарикатов других регионов. Шейхи ясавийского ордена занимали почётные позиции при дворе эмиров в Бухаре в XIX веке. Популярность Ахмеда Ясови  была велика. Духовно-филосовская школа Ясави привлекала жаждущих знания, из соседних городов и отдаленных степей Дешт-и-Кипчака, в результате, город Ясы стал главным центром культуры и просвещения в Центральной Азии.
Ходжа Ахмед Ясави свою жизнь посвятил объединению родственных народов, созданию духовного единства на фоне многочисленных религиозных течений. Арабское мусульманство не приживалось в кочевых степях Центральной Азии, оно было непонятным и чужим.  Ахмед Ясави был мастер художественного слова, и его произведения адаптировали мусульманство народному пониманию, суфизм стал понятным, что привело к усилению исламизации. Произведения Ходжа Ахмеда Ясави  - стихи, диваны, рисаля - были широко популярны среди местных жителей, он писал стихи на арабском, чагатайском, персидском, тюркском языках. Благодаря ему тюркский язык был введен в литературный обиход.
Он выступал не только как духовный наставник, но и как мудрый государственный деятель.  Ясави открыл специальные заведения - обители - для прохождения 40 дневных курсов обучения суфийским радениям (зикр). Во время Ясавийского зикра распевались отрывки из "Хикматов".
       Ученики Ясави  Сулейман Бакыргани Хаким Ата, внук от дочери - Ахмед Суфи, сподвижник Ясави Сайид Ата распространили духовный метод своего шейха в районе Сырдарьи и Волги, в Хорезме, в Восточном Туркестане, Хорасане, Азербайджане, Малой Азии. Суфистами себя считали Низами, Навои, Хафиз. Ходжа Ахмед Ясави справедливо стоит в одном ряду с этими великими глашатаями идей гуманизма. Его стихи из «Хикмата» до сих пор читаемы и почитаемы не только у тюркоязычных народов.
Ахмед Ясави, считал пророка Мухаммеда своим учителем и при достижении 63-х летнего возраста, возраста пророка Мухаммеда, он поселился в хильвете - подземной келье, недалеко от мечети города Ясы, где жил до конца своей жизни вдали от мирской суеты. Ясави говорит следующее: "Достиг я возраста пророка, шестидесяти трех лет, с меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока отведенного пророку". Вблизи подземелья жила не только его семья, но и многочисленные ученики, слушавшие наставления и поучения шейха. Ходжа Ахмед Ясави с большими почестями был захоронен в небольшом мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества для мусульман всего мира. После смерти Ходжа Ахмеда Ясави стали также называть Хазрет (Азрет)-Султан - Султан всех Святых. Спустя 233 года, над могилой Ахмеда Ясави по приказу эмира Тамерлана (Хромой Тимур), был воздвигнут великолепный Мавзолей.
Расшифровка имени: Ходжа, в арабском языке означает «просвещённый» или «просветитель». Кожа, в Средней Азии человек, ведущий свое происхождение от арабских миссионеров ислама, не относятся ни к одному из трех жузов казахов и считаются духовной аристократией. Ахмед – имя, Ясави – на арабском языке означает из Ясы. Получается: просветитель Ахмед по происхождению от арабских миссионеров ислама, из местности Ясы.
Зикр (Зікір салу) - «поминание» - исламский молитвенный обряд, когда многократно произносится молитва, содержащая имя Аллаха. Считается, что произнесение молитвенной формулы должно начинаться в левой части груди - во «вместилище сердечного светила и месте средоточия духовного света», и «двигаться» из нижней части груди наверх и вправо совершая полный круг в груди. Во время зикра – совершают  особые телодвижения, принимают определённую молитвенную позу и контролируют своё дыхание, т.е соответственно вдыхают или выдыхают воздух при произношении определенного слога в молитве, своего рода медитация, приводящая к экстатическому поведению участников зикра, вхождению в транс. Зикр считается  подготовительной стадией мистического пути в сферу Божественных тайн и состоит из трех стадий поминания.
Стадия «Поминающего» - это «зикр языка». Повторение молитвы «поминания» нечетного количества раз (более ста), до тех пор, пока «на его языке не остаётся и следа повторяемых слов», т.е. совершающий зикр произносит молитву уже рефлекторно, без участия головного мозга.
Стадия «Поминания» - это «зикр сердца». Суфий до  физической боли в груди должен «заставить» своё сердце «произносить» формулу поминания, тогда формула станет неотъемлемой частью биения его сердца. Теперь имя Бога пульсирует вместе с  кровью в артериях человека без участия его голосовых связок и мозга. Находясь в этом состоянии «Божественного присутствия», суфий, совершающий зикр, совершенно забывает об окружающем мире. Это состояние является основой для третьей стадии зикра.
Стадия «Поминаемого» -  «поминание сердечной тайны». Сердце считаетя «вместилищем Божественного знания», там достигает апогея осознание Божественной единственности и неразделимости человеческого и Божественного начал. В этом состоянии, зикр становится неотъемлемой частью организма суфия, всё естество его, нередко даже помимо его воли, становится «языком, отправляющем зикр». Для него наступает не сравнимый ни с чем «момент истины», когда суфий как индивидуум полностью растворяется во всепоглощающем Божественном единстве и единственности. В это время человек, совершающий зикр, может впасть в состояние экзальтации. Описываются звуковые и визуальные явления, которые соответствуют различным формам и стадиям зикра. Это могут быть экстатические танцы, пронзительные выкрики «воющих дервишей», покачивания, стоны и др. Основатель суфизма, один из наиболее авторитетных учителей, наставник Абу Бакра Ибн аль-Араби, исламский богослов и философ персидского происхождения Аль-Газали говорил о видении «огней», при прохождении зикра, «иногда проносятся как молнии, а иногда задерживаются, иногда надолго, иногда нет; иногда они следуют один за другим… а иногда сливаются в единое целое». Считается, что «поднимающиеся и опускающиеся огни» не что иное, как «Божественное озарение», вызванное правильно исполненным зикром. Некоторые суфийские группы использовали стимулирующие средства и наркотики при исполнении зикра, отчасти по этой причине суфизм и его ритуалы подвергались резкой критике со стороны авторитетных мусульманских реформаторов-модернистов 19 века.


 



Main menu 2

EU Copyright | Story